В. К. Зарецкий

Проектный семинар как инструмент инициации, поддержки и наращивания масштаба социальных проектов

Текст публикуется с разрешения автора. Источник: Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО "Вопросы психологии", 2002. Глава 3.

Проектный семинар — это вид коллективной творческой деятельности, в котором происходит самоопределение участников; организуются, облегчаются и ускоряются процессы анализа ситуации, постановки проблем, поиска путей и решения; возникают кооперации; разрабатываются и проходят экспертизу основные проектные идеи.

Подчеркнем, что технология проектных семинаров не является специфичной для проблем сиротства. Она использовалась при разработке инновационных проектов и региональных программ в сфере образования1, инновационных проектов общественных организаций, решающих проблемы условий развития особенных детей2, проекта по разработке и трансляции технологий работы с детьми, имеющими трудности в обучении3.

Мы останавливаемся подробно на средствах организации проектной работы в сфере социального сиротства, потому что тот путь, который пройден за два года Программой АРО, с нашей точки зрения, представляет собой прецедент принципиального решения масштабной социальной проблемы. Чтобы этим прецедентом можно было воспользоваться, как знанием особого рода4, мы подробно опишем, как он был создан.

Кроме того, существует довольно много других процедур организации проектной работы, строящихся на иных методологических основаниях. Мы считаем важных охарактеризовать их отличия. Знание о средствах работы будет неполным, если неизвестны основания на которых оно строится, границы его применимости, отличия от других подобных средств.

Итак, в чем же специфика технологии проведения проектных семинаров, предложенной и использованной нами для задачи инициации и поддержки проектной работы в сфере социального сиротства?

Прежде всего, подчеркнем, что технология поведения проектных семинаров представляет собой способ организации коллективной творческой деятельности, направленной на решение проблем в авторской постановке ее участников. Это отличает данную технологию от всех видов учебных процедур, в которых главной целью является научить чему-либо, — тренингов. активных форм обучения, учебных семинаров, деловых игр, имитационных игр и т.д.

Важно отметить, что в ходе проектного семинара обучение является побочным продуктом самостоятельной творческой работы. В рамках проектных семинаров происходит освоение проектной культуры, совершенствование способов анализа ситуации и рефлексии собственной деятельности, освоение способов выстраивания партнерских отношений, развитие способности к «промысливанию» (выражение Н. Г. Алексеева, 2002) собственной деятельности и многое другое. Но, еще раз отметим, это обучающий эффект — побочный и не основной для проектного семинара.

Второй существенной особенностью является позиция ведущего. Ведущий семинара выступает, прежде всего, организатором коммуникации между людьми занимающими различные деятельностные позиции. Это сближает процедуру проектного семинара5,6 с организационно-деятельностной игрой (ОДИ)7. Но между ними есть весьма существенное отличие.

Ведущий ОДИ нормирует ход процесса, используя эталонные схемы организации деятельности и рефлексии, развитые в теоретико-деятельностном подходе. Чтобы эти схемы были востребованы, методологи и игротехники осуществляют в ОДИ «проблематизацию» участников, в ходе которой им наглядно демонстрируется недостаточность тех «методологических» средств, которыми они стихийно, по жизни, привыкли пользоваться. На «взрыхленную» почву проблематизированного сознания ложатся эталонные схемы организации мышления и деятельности, в чем и заключается основная цель организационно-деятельностной игры — сделать востребованным методологическое знание, умножить ряды сторонников теоретико-деятельностного подхода. (Мы в данном случае говорим о классических образцах ОДИ, которые проводились Г. П. Щедровицким и его ближайшими учениками и соратниками, а не те «образцы» методологической работы, которые демонстрировались многочисленными «дочерними» командами, не ставившими никаких культурных целей, и для которых ОДИ была лишь средством зарабатывания денег и продвижения в социальной сфере.)

Ведущий проектного семинара ориентирован на содержательную логику развития процесса. Естественно, он вооружен различными схемами, позволяющими ему схватывать процесс и организовывать его протекание. Но направляет процесс содержательная задача: есть проблема, для совместного решения которой приглашены участники. Ведущий организует процесс коллективной работы над проблемой. В этом смысле он идет «за процессом», не ломая и не нормируя его, а выступая одним из его участников, который выполняет специфические функции и обладает некоторыми преимуществами по отношению к другим участникам, необходимыми ему для организации коммуникации.

Основанием взаимодействия ведущего с остальными участниками семинара является контракт, в котором оговариваются права ведущего: право давать и не давать слово участникам, прерывать выступающего, фиксировать ход мысли выступающего, задавать вопросы, изменять регламент работы. Если действия ведущего непонятны участникам он обязан разъяснить их смысл. Каждое действие ведущего, являющееся вмешательством в естественный ход протекания процесса коллективной работы, должно иметь объяснение: как оно помогает участникам решать проблему. Контракт заключается в начале семинара, в ходе установочного доклада ведущего, в котором оговариваются формы и порядок взаимодействия на семинаре.

Еще одно принципиальное отличие ведущего проектного семинара от ведущего ОДИ заключается в том, что помимо позиции организатора коммуникации имеет собственную деятельностную позицию. Применительно к семинарам, проводимыми в рамках Программы АРО, принципиально важным является то, что сама Программа заявилась на поле проблем сиротства как деятель. Именно Программой была выдвинута цель — остановить рост числа детей-сирот. Таким образом, сама процедура проектного семинара фактически представляла собой приглашение к сотрудничеству с Программой по данной проблеме.

Формально ОДИ также представляет собой работу по некоей проблеме, решение которой требует коллективных усилий. Однако в ОДИ эта проблема выполняет функцию материала, на котором разворачивается созданные в методологии теоретико-деятельностного подхода схемы организации деятельности, мышления, коммуникации, рефлексии, формирования понятий. ОДИ направлена на освоение участниками эталонных способов работы.

Проектный семинар направлен на выработку авторских способов работы, позволяющих приблизить действительную ситуацию к желаемой. Проект, с этой точки зрения, есть мысленно осуществленная деятельность, благодаря которой можно изменить наличную ситуацию и привести ее к желаемому виду.

В этом заключается еще одно сходство проектного семинара и организационно-деятельностной игры, имеющей проектную направленность: базовой для обеих процедур выступает схема «шага развития», изображающая путь от наличной ситуации к желаемой. В упрощенном виде эту схему можно представить так.

На схеме под «ситуацией 1» понимается наличная ситуация, чем-то не удовлетворяющая автора, разрабатывающего проект, а под ситуацией 2 — желаемая ситуация, которая должна возникнуть в результате реализации проекта. В такой логике постановка проблемы неизменно возникает в форме «Как это сделать?»

Схема шага развития — предельно общая, но в то же время идеально выражает проектную логику в принципе: проект создается для того, чтобы что-то изменить в мире8. Изменение происходит в определенном направлении, а оно, в свою очередь, задается видением ситуации автором.

Главным в «ситуации 1» является то, что меня как автора не удовлетворяет, а в «ситуации 2» — то, что я как автор хочу видеть в действительности.

Предельно общий характер схемы позволяет использовать ее для построения исходной картины ситуации любого масштаба. Например, с помощью этой схемы может быть представлен замысел всей Программы АРО: «ситуация 1» — устойчивая тенденция роста числа детей-сирот в России"; «ситуация 2» — социальные механизмы, противодействующие этой тенденции, в перспективе ее останавливающие и способствующие снижению числа детей-сирот, увеличению числа детей, воспитывающихся в семье.

Поскольку эта схема отвечает проектной логике и задает исходное описание любого проекта, она заимствована нами из организационно-деятельностных игр и используется в проектных семинарах как одно из средств инициации и организации проектной деятельности.

Еще одним сходством проектного семинара с ОДИ является использование трех основных режимов коллективной деятельности: общая пленарная работа (заслушивание и обсуждение докладов), работа в малых группа (по проблемам), рефлексия.

На этом сходство проектного семинара с ОДИ заканчивается, поскольку сам процесс организации коллективной работы осуществляется другими средствами.

Основное отличие, из которого проистекают многие другие заключается в понимании самоопределения. В ОДИ это определение своего места в системе деятельности, при этом имеется в виду эталонное описание самой деятельности. В нашем подходе под самоопределением понимается та миссия, которую возлагает на себя человек в заданной им самим проблемной ситуации, мера принимаемой ответственности. В самоопределении выражен тот смысл, который человек вкладывает в свое видение ситуации и в свою деятельность. Самоопределение может, таким образом, осуществляться вне пространства деятельности — в культурном, ценностном (экзистенциальном) пространстве (подробнее процесс самоопределения будет рассмотрен ниже). А деятельность может превращаться в способ утверждения ценности, мировоззрения, в способ воплощения смысла9.

Соответственно, постановка проблемы носит авторский характер. Проект — это мысленное (идеальное) решение проблемы в авторской постановке.

Итак, основные процессы, которые разворачиваются в ходе проектного семинара, это — самоопределение, индивидуальное и коллективное творчество, рефлексия (как механизм творческой деятельности). В ОДИ им соответствуют: самоопределение, как нахождение своего места в системе деятельности; проектирование в смысле простраивания своей деятельности в соответствии с «местом» на основе заданных эталонов; рефлексия как инструмент приведения индивидуальных действий в соответствие с эталоном.

Мы не будем более останавливаться на сопоставлении проектного семинара с ОДИ, как двух форм организации коллективной работы, считая, что приведенные характеристики достаточны для понимания их существенных отличий.

Перейдем к краткому описанию технологии проектных семинаров, которые проводились в рамках Программы АРО.

Базовая схема проектных шагов

В ходе первых семинаров мы выработали схему проектных шагов, которая далее использовалась как базовая для организации проектной работы.

Раскрывая эту схему, мы будем рассуждать от имени потенциального проектировщика и, соответственно, задавать вопросы от первого лица.

Первый шаг — самоопределение. Фактически, это ответ на вопрос какое я имею отношение к этой проблеме, кто я в контексте проблематики сиротства?

Мы говорили о дефиците деятелей в сфере проблем социального сиротства. Есть «функционеры» — люди, по долгу службы, занимающиеся детьми-сиротами, их образованием, воспитанием, подготовкой к взрослой жизни. Но нет деятелей — людей, которые бы осознанно направляли свои усилия на решение основной проблемы — как приостановить рост числа детей-сирот и социальные последствия сиротства.

Мы говорим о первичном самоопределении, потому что это циклический процесс: каждый последующий проектный шаг сопряжен с необходимостью самоопределения, так как он влечет за собой изменение видения ситуации, понимания проблемы, а соответственно, побуждает к тому, чтобы самоопределяться заново.

Второй шаг — анализ ситуации. Если в ходе самоопределения устанавливается связь между мной, как деятелем, и тем проблемным контекстом, в котором намечается проектная работа, то анализ ситуации направлен на прояснение картины условий и обстоятельств, в которых предстоит действовать. Точками отсчета являются два основных пункта (см. схему шага развития): что меня не удовлетворяет в наличной ситуации (что я хочу изменить) и что должно получиться в результате изменения. Фактически это ответ на вопросы, где я(в какой ситуации нахожусь) и куда я стремлюсь.

Третий шаг — постановка проблемы. Проблема рождается на стыке желаемого и действительного в виде вопроса «как это сделать?» Трудности формулирования проблемы свидетельствуют о том, что не были проработаны два предыдущих шага. Так, например, на первом проектном семинаре в г.Томске, где участвовало более 60 человек, семинар «застрял» на постановке проблем. В течение двух с половиной из трех семинарских дней большинство участников не могли сформулировать проблем. Это было связано с тем, что никто из участников прямо проблемами сиротства не занимался, поэтому основным процессом на семинаре стал процесс самоопределения.

Четвертый шаг — поиск и выработка путей решения. Собственно, это ответ на предыдущий вопрос «как это сделать». Если есть проблема, должно быть решение. Связка «проблема — идея решения» — смысловое ядро проекта. Если эта связка не ясна, проекта нет. Наиболее распространенная ошибка — подмена идеи решения оргформами. Типичный способ рассуждения: «В нашем районе много неблагополучных семей (анализ ситуации). Надо организовать помощь семье. Для этого создадим реабилитационный центр, в котором помощь будет осуществляться». При таком способе рассуждения остается неясным, в какой именно помощи нуждаются семьи. Оргструктура (реабилитационный центр) становится предметом разработки. Но главный вопрос для проекта — в какой именно помощи нуждаются семьи — остается без ответа. Ход мышления скован преждевременно принятой формой, и далее работа уже не носит содержательного характера.

Пятый шаг — определение ресурса. Если проблема сформулирована и пути определены, то закономерен вопрос, что у меня есть и что мне нужно еще, чтобы эту идею воплотить в жизнь. Ресурсом, прежде всего, являются сами люди, носители авторской идеи, и те, кто готов вступить в кооперацию. Ресурсы могут быть временные, организационные, финансовые, материальные, технические и т.д.

Шестой шаг — определение масштаба возможных изменений в результате реализации проекта. В зависимости от имеющихся ресурсов и команды авторов проект может варьировать от помощи нескольким конкретным людям до изменений в региональном масштабе.

Связывание всех шагов в единое целое, фактически, и есть проект. Как видите, мы здесь обошлись без привычных терминов типа «цель», «ожидаемые результаты», методы, формы работы и т.п. В базовой схеме проектных шагов описывается смысловая, а не деятельностная сторона проектной работы.

В этом — отличие проектного семинара от методического, посвященного тому, как надо оформлять заявку на грант. Оформление проекта — это переведение смысловой канвы проекта в деятельностную логику.

Схема проектных шагов выстроилась в ходе семинаров как средство, помогающее в разработке проектной логики, устранении разрывов в ней, страхующее от типичных ошибок.

Прежде чем перейти к более подробному описанию средств инициации и организации процессов, из которых складывается разработка проектов, мы дадим общую характеристику проведенных семинаров и их основных результатов, а затем вернемся к вопросу о том, за счет чего эти результаты были достигнуты.

Ссылки и примечания:

1 Зарецкий В.К., Каменский Р.Г., Краснов С.И., 1996.

2 Зарецкий, Ертанова, 1996.

3 Зарецкий В.К., Гордон М.М., 2001.

4 Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., 1989.

5 Зарецкий В.К., 1992.

6 Зарецкий, Краснов, Каменский, 1995.

7 Щедровицкий Г.П., Котельников С.И., 1983.

8 Джонс, 1990.

9 Зарецкий В.К., 1993.


Hosted by uCoz