Текст публикуется с разрешения автора. Источник: Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО "Вопросы психологии", 2002. Глава 3.
Как показано в предыдущем разделе, проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления. Сложившийся в государственной системе образования и социальной защиты механизм решения проблемы нуждается в серьезной перестройке. Магистральные линии реформирования, по крайней мере, системы образования, нашли свое отражение в только что принятой Правительством РФ «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года1», в которой в качестве приоритетных направлений деятельности намечены и борьба с сиротством, и создание института замещающей семьи, в том числе, поддержка семейных детских домов, и опора на инновационный опыт. Проблема в том, как от точечных инициатив перейти к решению проблемы в глобальным масштабе.
Обычный путь решения подобного рода проблем создание комплексных целевых программ, придание им приоритетного характера на определенный период, перестройка работы государственных органов и…
Именно здесь возникает ряд проблем, без специальной проработки которых вся эта глобальная деятельность может принести сугубо отрицательные результаты.
Задача этого раздела анализ проблем, связанных с возможными путями выхода на региональный масштаб решения проблемы сиротства и рефлексия опыта инициации подобной работы в сфере сиротства. Без такого анализа, на наш взгляд, любая попытка решения проблемы в масштабах России будет не более чем авантюрой. Возможно,
В области сиротства глобальных программ пока нет, но следует ожидать, что момент начала интенсивной работы в этом направлении общественных и государственных структур близок, судя по активному освещению этой проблемы в СМИ, выступлению Президента РФ, обсуждению проблемы в Государственной Думе. Как развернется этот процесс? Будет ли создана реальная программа или начнется бурная деятельность по имитации борьбы с сиротством? Будут ли употреблены средства, выделенные на программу по назначению, или же провалятся в программу, как в очередную «черную дыру»? Приведет ли программа к институционализации инновационного опыта и закреплению его в механизме деятельности государственных учреждений, или же неуклюжие попытки тиражирования инновационного опыта приведут к дискредитации выстраданных инноваторами подходов? Наконец, самое главное, будет ли решена (или хотя бы начнет решаться) проблема сиротства, или же положение
С нашей точки зрения, основной путь решения проблемы сиротства опора на имеющийся опыт решения проблемы, поддержка инициатив, постепенное наращивание масштаба вплоть до выхода на разработку региональных моделей системного решения проблемы сиротства. Альтернативой такому пути является сложившаяся практика спускания «сверху» по административной линии программ (или концепция) подлежащих исполнению на местах. Если первый путь медленный и трудоемкий, то второй, на наш взгляд, обречен на провал. Постараемся обосновать свою точку зрения.
Социальное проектирование термин, который стал употребляться относительно недавно с
Поставленные в советское время задачи глобальных изменений требовали осуществления крупномасштабных программ. И такие программы создавались. Многие из них реализованы, правда, весьма дорогой ценой, и принесли не совсем те результаты, на которые были рассчитаны. Однако большинство глобальных программ, особенно, в последние десятилетия советской власти, носило идеологический характер и практических положительных результатов не принесли (авторы данной книги принадлежат к тому поколению, которому с высокой трибуны было обещано жить при коммунизме, а не в рыночной экономике). Мы считаем необходимым отнестись к этому опыту, чтобы не повторять ошибок прошлого. Характеризуя этот опыт, мы будем опираться на проведенный ранее анализ региональных программ развития образования4,11.
О порочной проектной «культуре»
Автор одной из наиболее популярных в мире книг по методам проектирования Дж.Джонс5, сопоставляя мнения авторитетов в сфере проектирования технических и
Используя метафору, характеризующую тоталитарное государство, как «пирамиду, рождающую другие пирамиды»6, т.е. постоянно воспроизводящее самое себя, сделаем допущение, что аналогичный процесс имеет место и в проектировании (в широком смысле слова). Т.е. можно говорит о некоторых общих особенностях проектирования как такового в тоталитарном обществе. При этом, разумеется, акцент будет делаться на проблемах и трудностях, порождаемых теми чертами проектной культуры, которые в действительности привели не к достижению, а к полной дискредитации казавшихся вначале благородных целей.
Таким «первородным» проектом, схема которого воплощалась и отражалась (подобно «лабиринту» из
Таким образом, можно выделить две особенности характеризуемой нами проектной «культуры»: несоразмерность целей человеческим возможностям (о целесообразности здесь говорить не приходится) и принципиальную ситуативность их постановки.
Если разворачивается деятельность по достижению цели, к достижению не предназначенной, то такую деятельность можно назвать единственным словом имитация. Имитационный характер проектной и практической деятельности является третьей из выделяемых нами специфических особенностей анализируемой нами проектной «культуры». Имитатор легко овладевает любой фразеологией (поскольку для него в ней нет содержания), красочно описывает блага, которые сулит достижение проектных целей, но при этом тщательно заботится о том, чтобы проконтролировать процесс реализации было бы как можно труднее.
Для имитатора идеальный проект долговременная крупномасштабная программа, потребляющая огромные ресурсы, с максимально отсроченным результатом и невозможностью проконтролировать ход ее осуществления на деле. В советское время таким идеальным проектом, разрабатывавшимся десятки лет, был «поворот северных рек».
Именно такой рискует стать всероссийская программа борьбы с сиротствам (тем более, что первые признаки имитационного процесса уже есть
Если же
Имитация, подменяющая реальную деятельность, пожалуй, может быть отнесена к главному источнику трудностей различения реальных инновационных проектов и имитационных. Поскольку проект есть нечто существующее в идеальном плане, плане идей, то в нем моделируются полагаемые изменения. Поэтому на стадии проектирования имитацию легко «замаскировать» под реальное дело. Тем более, что сам автор проекта не всегда отдает себе отчет в имитационной сущности своей деятельности, особенно если человек всю жизнь проработал в имитационных структурах, которые весьма характерны для средних звеньев бюрократических систем. Многие из них являются попросту барьерами на пути нормального осуществления жизненно важных процессов, но барьерами, установленными специально для «отсасывания» части ресурсов.
В современной ситуации такие структуры становятся, например, источником обогащения коррумпированной части государственного аппарата, так как в этих структурах реально переводится «стрелка», определяющая направление, по которому потекут ресурсы.
Последний тезис относится уже скорее не к имитации, а к другой характерной особенности обсуждаемой проектной «культуры» ориентации на участие в распределении ресурса. Реально это проявляется в том, что размещаясь в пространстве затратной, распределительной системы, любой проект (за исключением тех, которые направлены на преодоление именно этого механизма) в
И, наконец, последняя из выделяемых черт сложившейся в эпоху тоталитарного строя проектной «культуры» ее технократический характер, ориентация на строительство из «человеческого материала» социотехнических мегамашин. Последняя особенность непосредственно связана с
Возвращаясь к теме сиротства, отметим, что в ряде проектов по социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений, авторы искренне полагали, что своими воздействиями переделывают
Перечисленные черты проектной «культуры» тоталитарной эпохи, в эпоху реформ проявляются в виде стереотипов, срабатывающих часто помимо «воли» проектировщика. Последний, оставаясь в их власти, неизбежно начинает воспроизводить соответствующие способы в своей деятельности.
Один из таких стереотипов состоит в том, что масштабные программы социальных изменений могут инициироваться только «сверху». Еще в XIX веке П. Я. Чаадаев отмечал эту особенность социального развития России: «Посмотрите от начала до конца наши летописи, вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли»9. И там же: «Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии» (с.563, выделено нами). Недоверие к общественным инициативам и упование на власть стереотип, который сохранился по сей день. В упомянутой в введении радиопередаче «Глас народа», более 70% радиослушателей высказали мнение, что проблему сиротства должно решать государство, а не общество.
Судьбу крупномасштабного проекта (программы) во многом предопределяет момент «запуска». Если в момент «запуска» программа будет пониматься как спускаемый «сверху» документ, а люди практики как исполнители разработанного без их участия, но зато «научно обоснованного» проекта, то результаты и последствия такого программирования предсказать несложно. О них нам напоминает весь опыт разработки и реализации программ социалистического строительства в нашей стране. А уж перестроечный период можно описать как историю создания и краха подобных программ, начиная от борьбы с алкоголизмом и самогоноварением (видимо, это была очередная попытка отвратить народ от пьянства и заставить работать) до программы всеобщей автоматизации (идея примерно такая «этот народ все равно работать на заставишь, пусть работают
Причиной неизбежного краха подобных программ являются два процесса, которые запускаются
Альтернативой данному, хотя и сложившемуся и имеющему глубокие корни в нашей стране, подходу, на наш взгляд, является подход к разработке крупномасштабной программы как программы действий конкретных людей, объединяющихся в сообщество на основе общности в ценностях, в видении проблем, путей их решения. Объединяясь в сообщество, складывая совместные усилия, члены сообщества увеличивают масштабы своей деятельности, свои возможности осуществления преобразований. В идеале даже такой документ, как региональная программа решения проблем сиротства, может быть продуктом рефлексивного оформления реально осуществляемых действий данного сообщества. Тогда программа становится не средством достижения социальных целей, нередко носящих коньюнктурный характер, а будучи программой действий сообщества, становится процессом реализации культуросообразных ценностей, принятых сообществом, а цели, средства и ресурсы становятся чисто техническими моментами этой реализации 10.
Именно таким образом как объединение авторских проектов создавалась региональная "Программа стабилизации и развития образования Пермской области на 19962000 гг11. Разработке программы предшествовала трехлетняя работа по инициации инновационных проектов учителей, образовательных учреждений, органов управления образованием. Решение о разработке инициативной программы был принято на конференции
Именно такой путь «снизу» был предложен в качестве стратегической основы руководству инвестиционной программы «Помощь
Казалось бы, что инвестиционные программы не должны сталкиваться с теми трудностями, которые возникают при запуске программ «сверху». Однако, как показал первый же конкурс, большинство проектов, особенно претендующих на крупные суммы (верхним пределом в программе «Помощь
Программа АРО, ориентированная на поддержку крупных региональных инициатив, столкнулась с отсутствием таковых, и оказалась, тем самым, неспособной выполнить свою миссию в России. В этой ситуации руководство Программы АРО оказалось перед необходимостью самоопределения: либо формально реализовать программу и раздать деньги организациям, косвенно касающихся в своей деятельности проблем
Мы считаем опыт Программы АРО, потому что в аналогичной ситуации может оказаться любая инвестиционная программа, в том числе и федеральная программа борьбы с сиротством, если таковая будет разрабатываться. Предлагаем взглянуть на опыт Программы АРО именно под таким углом.
В этой ситуации директор Программы АРО Крис Кавано выбрал путь поиска решения, которое бы позволило сделать программу максимально эффективной.
В качестве возможного решения В.Зарецким и М.Дубровской было предложено провести региональные проектные семинары с потенциальными деятелями в сфере социального сиротства (потенциальными грантополучателями Программы).
Почему потенциальными? Потому что, как показал анализ ситуации, реальных деятелей людей, организаций, которые бы занимались именно проблемами сиротства, почти не оказалось. При этом, с одной стороны, сам факт появления Программы АРО выявил большой потенциал общественных организаций и государственных органов, которые при определенной перестройке своей деятельности, могли бы направить свои усилия на решение проблем сиротства, но, с другой стороны, ставил их в двусмысленное положение.
Ведь по сути непосредственная деятельность этих людей не имеет отношения к тематическому конкурсу, который объявляет Программа. В то же время косвенно с ним связана, и возникает искушение возможность получить существенные средства для поддержки текущей деятельности организации. Для этого надо только соответствующим образом оформить заявку на грант, а именно, написать в ней то, что не соответствует действительности, что организация занимается этой проблемой.
Таким образом, само появление Программы АРО провоцировало «разработку» имитационных проектов. Имитационными мы называем, в данном случае, проекты, которые формально привязываются к теме, а реально, по своему содержанию, направлены на решение других проблем.
В то же время конкурс Программы АРО стал поводом для многих организаций, работающих с особенными детьми, с неблагополучными семьями, чтобы задуматься над тем, а какое они имеют отношение к этой проблеме, и, может быть, заняться ею всерьез, расширив рамки своей деятельности.
Такой взгляд на собственную деятельность под углом проблемы сиротства, позволил ряду авторов инновационных подходов в работе с детьми с отклонениями в развитии, эту связь обнаружить. Так, например, сотрудники Института раннего вмешательства (ИРАВ общественная организация,
Таким образом, проблема конкретизировалась до предела. Если не появятся деятели, т.е. люди, которые занимаются решением именно проблем социального сиротства, Программа АРО и подобные ей программы помощь
Следовательно, Программа должна помочь процессу появления деятелей в этой сфере, т.е. инициировать процесс самоопределения по проблемам сиротства.
Ссылки и примечания:
5 Джонс Д. Методы проектирования. М., Прогресс, 1990.
8 Зарецкий, Каменский, Краснов, 1995.
10 В.К.Зарецкий, Р.Г.Каменский ,С.И.Краснов, 1996.